Logo
PortNews
42 мин. назад
«Саханефтегазсбыт» завершает подготовку причалов нефтебаз к летней навигации 2024 года

«Саханефтегазсбыт» завершает подготовку причалов нефтебаз к летней навигации 2024 года
PortNews
2 ч. назад
Начало работы паромных переправ по основным маршрутам Якутии планируется 25-27 мая

Начало работы паромных переправ по основным маршрутам Якутии планируется 25-27 мая
PortNews
2 ч. назад
АО «Транснефть – Сибирь» завершило подготовку речного флота к навигации 2024 года

АО «Транснефть – Сибирь» завершило подготовку речного флота к навигации 2024 года
PortNews
3 ч. назад
Выручка CMA CGM в I квартале 2024 года достигла $11,8 млрд

Выручка CMA CGM в I квартале 2024 года достигла $11,8 млрд
PortNews
4 ч. назад
Грузооборот порта Хедланд (Австралия) за январь-апрель 2024 года снизился на 3%

Грузооборот порта Хедланд (Австралия) за январь-апрель 2024 года снизился на 3%
PortNews
5 ч. назад
Грузооборот порта Вентспилс (Латвия) за январь-апрель 2024 года снизился на 26%

Грузооборот порта Вентспилс (Латвия) за январь-апрель 2024 года снизился на 26%
PortNews
6 ч. назад
Для нужд Республики Саха (Якутия) в период навигации планируется доставить 1,25 млн тонн грузов

Для нужд Республики Саха (Якутия) в период навигации планируется доставить 1,25 млн тонн грузов
PortNews
8 ч. назад
На Камчатке появится судоремонтное предприятие для обслуживания маломерного промыслового флота

На Камчатке появится судоремонтное предприятие для обслуживания маломерного промыслового флота
PortNews
9 ч. назад
На Чукотку в навигацию 2024 года планируется доставить 190 тыс. нефтепродуктов и почти 219 тыс. угля

На Чукотку в навигацию 2024 года планируется доставить 190 тыс. нефтепродуктов и почти 219 тыс. угля
PortNews
10 ч. назад
После опрокидывания маломерного судна на реке Лена возбуждено уголовное дело

После опрокидывания маломерного судна на реке Лена возбуждено уголовное дело
PortNews
10 ч. назад
Проект строительства подъездной дороги к Махачкалинскому МТП направили на экспертизу

Проект строительства подъездной дороги к Махачкалинскому МТП направили на экспертизу
PortNews
1 д. назад
Грузооборот морских портов России за 4 месяца 2024 года снизился на 4,3% — до 288,4 млн тонн

Грузооборот морских портов России за 4 месяца 2024 года снизился на 4,3% — до 288,4 млн тонн
PortNews
2 дн. назад
Двигатели торговли

Из-за санкций России предстоит решить сложную задачу — масштабное строительство флота собственными силами. Причем речь идет не просто о строительстве корпусов — с этим больших сложностей нет, но о формировании собственной производственной базы судового комплектующего оборудования, среди которого выделяется «сердце» любого судна — двигатель. О том, что нужно для производства судовых двигателей в России и что уже сделано, «ПортНьюс» поговорил с экспертами и участниками рынка.

Фото с сайта ОСК

Российскому судостроению не хватает широкой линейки доступных судовых двигателей собственного производства. Особенно для буксирного и рыбопромыслового сегмента. О масштабе проблемы на примере буксирного флота рассказал председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов. По его словам, за последние 10 лет для российских судовладельцев не было построено ни одного буксира с главными двигателями отечественного производства.

Ранее, до ужесточения санкций, на подавляющее большинство буксиров в России устанавливались двигатели производства Caterpillar (США), теперь акцент сместился на китайских производителей. Это касается силовых установок самой разной мощности: от 200 кВт и до 4000 кВт. В то же время, согласно перспективным планам, наиболее востребованными буксирами являются суда мощностью от 2500 до 7000 кВт. Как следствие, наиболее востребованные на рынке российские двигатели — это 1200 кВт, 2000 кВт и 3500 кВт.

Кроме того, в России полностью отсутствует производство тяжелых судовых малооборотных двигателей мощностью 7500–8000 кВт и более.

«Но нельзя ограничиваться только данным типорядом. Российское судостроение невозможно будет назвать полностью импортонезависимым до появления серийного производства всей линейки судовых двигателей, в том числе и работающих на альтернативных видах топлива, поскольку мировая тенденция на снижение углеродного следа будет только расширяться», — отметил Николай Шабликов.

Говоря о мерах господдержки, эксперт указал на то, что в настоящее время акцент сделан на заградительные меры, предусмотренные в постановлении правительства России №719 (О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации).

«Однако ни в коем случае нельзя устанавливать жесткие требования для судовладельцев по использованию исключительно российских двигателей до момента освоения их серийного производства, — считает Николай Шабликов. — В то же время машиностроители, естественно, не будут налаживать такое производство без гарантированного заказа. Такого заказа, в свою очередь, не будет без государственной поддержки. Во всей этой ситуации только комплекс мер — как со стороны бизнеса, так и со стороны государства — может принести положительный результат».

Кроме того, производство двигателей требует и развития смежных производств при том, что в России ощущается нехватка мощностей литейного производства и производства электронных компонентов, других комплектующих.



За последние 10 лет для российских судовладельцев не было построено ни одного буксира с главными двигателями отечественного производства



По мнению эксперта, имеет смысл вернуться к идее формирования отдельной госпрограммы развития двигателестроения. «Это отличная идея, и к ее реализации нужно подойти со всей ответственностью, с привлечением как машиностроителей, так и судовладельцев, судостроителей и проектантов. Выработав консолидированное мнение о необходимой линейке двигателей, которые необходимо включить в данную программу, можно воспользоваться, например, механизмом субсидий на разработку критически важного судового комплектующего оборудования, внедренным Минпромторгом в 2023 году. И только по мере реализации данной программы возможно накладывать на судовладельцев соразмерные ограничения», — полагает Николай Шабликов.

Фото с сайта АО «Коломенский завод»

Взгляд производителя

Сегодня российские машиностроители предлагают рынку некоторые модели судовых двигателей. Прежде всего стоит отметить Коломенский завод, входящий в состав «Трансмашхолдинга». Двигатель этого предприятия был применен, например, в проекте эскортного буксира мощностью 7 МВт.

«Благодаря применению в проекте двигателей данного производителя нам удалось разработать проект, полностью соответствующий требованиям постановления правительства РФ № 719. Однако цена этих агрегатов и сроки их производства устроят не каждого заказчика», — рассказал Николай Шабликов.

Такие заводы, как Ярославский моторный завод (ЯМЗ), также занимаются «оморячиванием» части своей продукции. Среднеоборотные двигатели выпускает «Волжский дизель имени Маминых». Заводы «Звезда», «РУМО», Уральский дизель-моторный завод готовы предложить заказчикам двигатели собственного производства. Однако отсутствие серийных заказов не позволяет изготавливать конкурентоспособную по цене продукцию. Ведь преимущественно это единичное производство, что определяет и высокую цену, как на опытные образцы.

«ПортНьюс» обратился за комментарием к производителю — в компанию «Трансмашхолдинг» (ТМХ).

Как прокомментировал заместитель генерального директора по продуктовой группе «Дизельные и газопоршневые машины» ООО «ТМХ — Энергетические решения» Дмитрий Мирный, значительная потребность в отечественных двигателях ощущается в сегменте речного и морского рыболовного флота. Ранее на такие суда поставлялись двигатели производства Wartsila (Финляндия), Sulzer (Швейцария), MAN (Германия), сервис для которых развит по всему миру. Рыбакам было проще зайти на обслуживание двигателей в те страны, откуда велся промысел, поэтому в 1990-е годы стали применять исключительно двигатели западного производства.

Сейчас же двигатели Wartsila, MAN заменяют двигателями китайского производства, например, Weichai.

Фото с сайта АО «Коломенский завод»

По мнению производителей двигателей, с точки зрения соотношения цены и качества при выборе продукции для судовладельца цена не самый важный фактор. «Вопрос надежности двигателя на флоте гораздо важнее многих других качеств — например, низкой цены. Двигатели Коломенского завода отличаются высокой надежностью и ремонтопригодностью, а модульный принцип конструкции дизелей позволяет делать текущие и капитальные ремонты на месте установки», — пояснил Дмитрий Мирный.

По словам представителя холдинга, его продукция соответствует мировым стандартам качества и безопасности. В настоящее время компания с привлечением средств льготного кредита «Фонда развития промышленности», рассчитанного на 15 лет, на базе Коломенского завода реализует крупномасштабную инвестиционную программу. Ее цель — создание локального производства ключевых компонентов дизелей, модернизация производственной площадки и создание условий для увеличения производственной мощности предприятия под нужды заказчиков.

Программа охватывает значительный ряд модификаций двигателей различного назначения, включая судовые. Общий объем инвестиций на техническое перевооружение Коломенского завода составит более 25 млрд руб. Срок завершения — 2026 год. «Наша цель — увеличить долю отечественных двигателей на рынке и обеспечить независимость от импорта», — сказал Дмитрий Мирный.

Подводя итог, можно сказать, что развивать отечественное двигателестроение без комплексных мер и участия всех заинтересованных сторон проблематично. Учитывая потребность в обновлении флота и строительстве нового, причем практически во всех сегментах, можно сказать, что спрос на отечественные двигатели будет обеспечен. Вопрос, как обычно, в соотношении цены и качества, однако, учитывая имеющиеся геополитические тенденции, рассчитывать на то, что «заграница нам поможет», больше не приходится. Причем это касается и дружественного Китая.

Вопрос надежности двигателя на флоте гораздо важнее многих других качеств — например, низкой цены.

 Статья  «Двигатели торговли» опубликована в номере 2(50)2024 журнала «ПортНьюс». Подробнее о ситуации в российском судостроении читайте во втором номера журнала «ПортНьюс» за 2024 год.

Статья  «Двигатели торговли» опубликована в номере 2(50)2024 журнала «ПортНьюс». Подробнее о ситуации в российском судостроении читайте во втором номера журнала «ПортНьюс» за 2024 год.
PortNews
2 дн. назад
Каталог – ГК Маринэк – Компания «Маринэк» оказала помощь поисково-спасательному отряду «ОренСпас»

Группа компаний «Маринэк» не могла не откликнуться на обстановку в пострадавшей от паводков Оренбургской области. В зоне бедствия до сих пор проводятся широкомасштабные поисковые работы, есть много погибших и пропавших. Пострадавшим оказывается необходимая государственная поддержка, на месте работает МЧС. 
Компания «Маринэк» безвозмездно предоставила поисково-спасательному отряду «ОренСпас» рации, в том числе портативную речную радиостанцию МИРАН РР-Н2. Отряд с 2011 года помогает в розыске пропавших и тесно сотрудничает с правоохранительными органами и МЧС. Переданные рации будут использоваться волонтерами при патрулировании водоёмов и проведении поисков. А речная радиостанция бренда МИРАН обеспечит связь с речными судами.
Это позволит расширить границы спасательных операций, улучшить координацию действий их участников, спасти еще больше жизней.
Портативные речные УКВ-радиостанции МИРАН РР-Н2 предназначены для обеспечения радиотелефонной связи. Они применяются на судах, поднадзорных ГИМС, в том числе резиновых надувных лодках длиной до 20 метров. Рации имеют высокую степень защиты – IP67, и выдерживают погружение в воду до 30 минут. Устройства незаменимы для эффективной коммуникации на маломерных судах и лодках.
Председатель Оренбургской Региональной Общественной Организации «Поисково-спасательный отряд ОренСпас» Григорий Петренко направил благодарственное письмо группе компаний «Маринэк». Он выразил генеральному директору Роману Бойчуку признательность за помощь при проведении поисково-спасательных работ в Оренбургской области. 
Компания «Маринэк» по мере возможностей и дальше будет помогать работающим в зоне бедствий спасателям и продолжит придерживаться принципа: «СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!».
Группа компаний «Маринэк» один из лидеров рынка радиоэлектронных средств навигации, связи, автоматизированных средств для флота. Разработанные ее инженерами устройства и системы широко применяются в судоходстве и на сухопутных объектах. За многолетнюю историю работы компания успешно реализовала множество проектов в самых разных сферах. Налажено сотрудничество с компаниями, занимающими лидирующие позиции в своих отраслях.
Контактный телефон ГК «Маринэк»: 8 (812) 309-39-15, электронная почта: infoseacomm.ru. За новостями и акциями можно следить на сайте https://seacomm.ru, а также в соцсетях: 
MARINEQ. Связь и навигация для флота (vk.com)Telegram: Contact marineq_GK
PortNews
2 дн. назад
ОТЭКО: Безопасность на высоте!

ОТЭКО: Безопасность на высоте!
PortNews
2 дн. назад
Танкер загорелся у берегов Йемена после попадания ракеты

Танкер загорелся у берегов Йемена после попадания ракеты
PortNews
2 дн. назад
Навигация 2024 года открылась на Саяно-Шушенском водохранилище

Навигация 2024 года открылась на Саяно-Шушенском водохранилище
PortNews
2 дн. назад
Новый земснаряд проекта 4395 «Евгений Плескевич» буксируется в Алтайский край

Новый земснаряд проекта 4395 «Евгений Плескевич» буксируется в Алтайский край
PortNews
2 дн. назад
Судно получило повреждения в районе Йемена

Судно получило повреждения в районе Йемена
PortNews
2 дн. назад
НИС «Академик Опарин» планируется отремонтировать до 20 декабря 2024 года

НИС «Академик Опарин» планируется отремонтировать до 20 декабря 2024 года
PortNews
2 дн. назад
Эксперт: помимо дисбаланса в развитии портов и железных дорог существуют проблемы с технологиями их взаимодействия

Эксперт: помимо дисбаланса в развитии портов и железных дорог существуют проблемы с технологиями их взаимодействия
PortNews
2 дн. назад
Закон без Порядка

Картинка ПортНьюс

В закон «О морских портах» предлагается внести изменения, касающиеся порядка определения арендной платы за пользование федеральным имуществом в морских портах РФ. Однако сам Порядок должен быть установлен постановлением правительства, которого нет. Юристы видят как «плюсы», так и минусы предложенных изменений, а стивидоры считают их избыточными. Мы же оцениваем шансы на принятие закона как высокие по совокупности причин.

Минтранс России подготовил проект закона «О внесении изменения в статью 31 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» >>>>. По данным Федерального портала для размещения проектов нормативно-правовых актов, законопроект к настоящему времени успешно прошел антикоррупционную экспертизу и оценку регулирующего воздействия, а также общественные обсуждения и готов к внесению в правительство России.
Суть предложенных изменений сводится к тому, что размер арендной платы за пользование находящимися в государственной собственности и относящимися к недвижимому имуществу объектами инфраструктуры морского порта определяется в Порядке, установленном правительством, и предусматривает определение стоимости аренды исходя из доходов от эксплуатации арендованного имущества, а также расходов государства на его содержание.
В пояснительной записке указано, что это необходимо для финансирования мероприятий, связанных с переориентацией логистики на южное и восточное направление: «Росморпорту» (взимающему плату за пользование инфраструктурой в морских портах) на соответствующие проекты требуется финансирование. В качестве примера таких проектов с повышенными затратами приводится дноуглубление Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК), необходимое для полноценного функционирования ключевого международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», обеспечение функционирования паромной линии Усть-Луга – Балтийск ввиду кратного увеличения нагрузки на линию и необходимости выведения дополнительных судов (ввиду санкционной политики со стороны государств Прибалтики), реконструкция объектов федеральной собственности в морских портах Корсаков и Таганрог, финансирование которых ранее планировалось за счет средств федерального бюджета; необходимость содержания непрофильных и убыточных активов, в том числе учебных парусных судов.

Как прокомментировал «ПортНьюс» советник юридической фирмы «Инфралекс» Родион Шинкарев, плюс законопроекта заключается в том, что в нем предлагается учитывать реальную экономическую возможность арендаторов по уплате арендной платы, поскольку в нем содержится указание на доходы арендатора.
Проблема заключается в том, постановления правительства, определяющего тот самый Порядок определения арендной платы, нет, а сроки его принятия неизвестны.

Советник «Инфралекс» Родион Шинкарев «В отсутствие постановления правительства о Порядке определения арендной платы текст законопроекта не дает ответа на вопрос: если доходы арендатора будут расти, то будет ли расти арендная плата и не станет ли в итоге ее размер больше, чем размер по заключенным договорам аренды. Сроки принятия правительством РФ постановления неизвестны. В период с момента вступления в силу закона в новой редакции и до момента принятия постановления правительства РФ может пройти достаточное количество времени. Отсутствие постановления может породить на практике дополнительные споры между арендодателем и арендаторами относительно размера арендной платы и порядка ее уплаты».

В Ассоциации морских торговых портов «ПортНьюс» прокомментировали, что в действующей редакции закона и нормативных правовых актах об оценочной деятельности уже реализована возможность установления арендной платы, исходя из доходов арендаторов, путем применения доходного метода при проведении оценки рыночной стоимости имущественных прав. Действующим законодательством также предусмотрена возможность индексации арендной платы по договорам аренды государственного недвижимого имущества в морских портах.Учитывая, что конкретика в части критериев для индексации арендной платы и других вопросов законопроектом отдана «на откуп» постановлению правительства (которое может меняться без внесения изменений в законодательство), то это создает риски неопределенности для стивидорных компаний и инвесторов в портовую инфраструктуру.

Каковы перспективы принятия законопроекта? На наш взгляд, они достаточно высоки. Во-первых, резкие изменения в геополитической ситуации и логистике требуют повышенных государственных расходов, а подход по взиманию арендной платы исходя как из доходов арендатора, так и расходов государства, по сути является косвенным налогом. 

Во-вторых, нынешний состав правительства – это, в каком-то смысле, «ставка верховного главнокомандующего», где все вопросы должны решаться быстро и с учетом имеющихся многочисленных рисков и угроз. Соответственно, правительство должно иметь возможность оперативно управлять как доходами, так и расходами, без долгих процедур внесения изменений в законы.
PortNews
2 дн. назад
Противолодочный корабль «Уренгой» провел тренировки по отражению атак в Калининградской области

Противолодочный корабль «Уренгой» провел тренировки по отражению атак в Калининградской области
PortNews
2 дн. назад
Десантный корабль «Мордовия» выполнил учебные стрельбы

Десантный корабль «Мордовия» выполнил учебные стрельбы
PortNews
2 дн. назад
В Астраханском вузе Росрыболовства провели испытания нового подводного робота

В Астраханском вузе Росрыболовства провели испытания нового подводного робота
PortNews
2 дн. назад
«K» Line опробовала биотопливо марки B100 при рейсе морского автовоза Apollon Highway

«K» Line опробовала биотопливо марки B100 при рейсе морского автовоза Apollon Highway
PortNews
2 дн. назад
Теплоход «Адмирал Невельской» вернулся на линию Корсаков ‒ Курилы после ремонта

Теплоход «Адмирал Невельской» вернулся на линию Корсаков ‒ Курилы после ремонта
PortNews
3 дн. назад
ГТЛК проавансировала строительство 12 барж и 3 буксиров на Череповецком судостроительном заводе

ГТЛК проавансировала строительство 12 барж и 3 буксиров на Череповецком судостроительном заводе
PortNews
3 дн. назад
Глава Росатома: Принято решение о создании подкомиссии России и Китая по Севморпути

Глава Росатома: Принято решение о создании подкомиссии России и Китая по Севморпути
PortNews
3 дн. назад
Продажи судового топлива в порту Фуджайра (ОАЭ) в апреле 2024 года составили почти 639 тыс. куб. м

Продажи судового топлива в порту Фуджайра (ОАЭ) в апреле 2024 года составили почти 639 тыс. куб. м